Александр Радченко

Убегающие за горизонт. Дневник марафонца и путешественника

настоятель собора протоиерей Иоанн.

29 июня. Утро 8.00. Белая Церковь

Вчера мы с сыном тронулись из Киева и проехали 46 км. Сейчас завтрак и небольшой отдых. Ночевали в защитной лесополосе. Спали хорошо и крепко. Вчера произошло важное событие. Утром мы с Алешей поехали в Киево-Печерскую Лавру. В этот день, 28 июня на Украине день принятия новой Конституции. На Крещатике готовилось с вечера прошлого дня большое представление. У выхода из метро утром мы встретили оппозиционное формирование из коммунистов и Союза офицеров. Они выстраивались в колонну для выражения протеста против современной политики президента Кучмы. Основная их цель и идея – сохранение СССР. Но нас эти события и шествие колонн не волновали. Мы спустились к Лавре. Я зашел в фирму по организации экскурсий. Нас приняли хорошо и предоставили экскурсовода – молодую девушку Ирину. И мы идем по пещерным коридорам, она рассказывает о погребенных монахах, а сзади кто-то громко разговаривает. И мы остановились в уголке, чтобы пропустить группу, которая нам мешала громким разговором. И вдруг мы видим, что это монах идет с священником и рассказывает ему про церковь подземную и его обитателях. «Это старец схиархидиакон Илларион», – сообщила Ирина. Я сразу же передал ей зажженную свечу и подошел к Иллариону за благословением на дорогу. О, как он встрепенулся, как будто ожидал нас. «На велосипедах с Урала в Иерусалим?!» – воскликнул старец. И он горячо поддержал нас и повёл дальше по коридорам пещеры, рассказывая о монахах, лежащих в проемах пещеры, как о своих друзьях.

Но еще в самом начале нашего пути он нас благословил – сначала меня, предложив приложиться к Иерусалимскому кресту, а затем кресту поменьше – с Афона, они у него были во внутренних карманах подрясника. И здесь он очень убедительно научил Алексея креститься. До этого его никто не учил, но он и наша дочь Олеся были крещеные в нашей церквушке в деревне Сельцы в Белоруссии, где крестили и меня. И после этого благословения и урока мы буквально бежали за Илларионом по переходам, церквушкам Лавры. Это его дом, где он жил, знал все и здесь он готовился умирать и даже приготовил гроб. Все его монахи, лежащие по разную сторону коридоров, были как будто живые. «Это Амон. Сейчас у нас тоже есть Амон. А это помогает болеющим. Надо прикасаться. А это два друга, они и здесь не разлучены.» И шли мы за монахом, прикладываясь к гробам усопших его друзей.

И после дальних пещер провел он нас в ближние, где шёл ремонт. А потом пригласил нас в трапезную на обед. За длинным столом сидели монахи и паломники, человек 100. Сидя рядом с нами, Илларион подкладывал нам с Алешей на тарелки еду из дальних общих блюд, и это ухаживание было, как будто он наш отец. И Лешу он все время наставлял: слушайся отца.

Старец схиархидиакон Илларион (в миру Владимир Михайлович Дзюбанин) родился 5 марта 1924 года. До начала Великой Отечественной войны жил в Харькове. Семена веры в его душу посеяла родная тетушка –