Эдуард Анатольевич Чернопятов

Тропами горной Абхазии. Том 1

Псоу – Пхысты (2.1.1). Затем крутой поворот вправо и дорога уходит к правому склону Жюапсы. Отсюда открываются удивительные виды на долину внизу и окрестные горы Гагрского хребта. Дорога вырублена в скалах, над головой нависают причудливые каменные фигуры красноватого оттенка, а глубоко внизу под отвесным крутым склоном угадывается нитка реки. Вдали сверкает гладь моря. Впереди открылась снежно-скалистая Агепста. Только ради этого вида стоило сюда забраться!

На большой поляне со следами лесоразработок развилка. Левая дорога уходит вверх, к перевалу, а прямо – к водопаду. Отправимся сначала туда. До водопада остаётся примерно 4 км. Через 2 км от поляны (1600 м) дорога начинает спускаться к одному из истоков Жюапсы, и через 2 км мы попадаем к красивому высокому водопаду. Свое название он получил по имени одного армянина, который построил деревянную лестницу по левому краю потока, обеспечив относительную безопасность гостям. А под водопадом была сооружена хижина. Вы можете найти на её месте груду развалин, как это было с автором в 2012 году, а может её ко времени Вашего визита уже восстановят. Водопад низвергается красивыми высокими каскадами примерно с 30-и метровой стены. А дорога здесь заканчивается.

Для подъёма на перевал нужно вернуться на поляну с развилкой и подняться по крутой лесной дороге. На краю леса слева виден балаган (2100 м). Там есть родник. Открылся вид на Адлер и Сочинский аэропорт, высшую точку Сочинского курорта г. Ахун, горную цепь Гагрского хребта от Махадыра слева до Арбаики. Выделяется двуглавый Ах-Аг. Видны вершины Ацетукско-Аибгинского хребта. К морю сбегают кудрявые зелёные хребты, разделяемые глубокими провалами долин. Особенно красиво здесь вечером, когда солнце окрашивает золотом морскую гладь.

К перевалу (2300 м) ведёт очень крутая каменистая дорога, до него остаётся 2 км. Но не каждой машине туда суждено взобраться. Если время позволит, на перевал надёжнее подняться пешком. К описанным видам прибавится панорама окрестностей Аибги и верховий Геги. По тропам можно за полный день сойти в долину Псоу ниже села Аибга. Если планируется сквозное прохождение до Аибги, ночевать лучше у балагана.

1.7 Хашупсе

Река Хашупсе впадает в море в черте посёлка Цандрипш. Интересно заглянуть вглубь этого живописного ущелья. Этот короткий (10 км в один конец) маршрут позволит познакомиться с древней крепостью на стрелке Жюапсы и Цандрипша над Хашупсинским каньоном.

Путь к крепости начинается в Цандрипше от моста через Хашупсе на трассе Псоу-Сухум. Сразу же за мостом, если следовать от границы, влево отходит дорога на Ачмарду. За последними домами Цандрипша дорога пойдёт над левым берегом реки, на другом берегу Хашипсе обращает на себя внимание скальная стена со следами каменоломен. Вдоль дороги множество кизиловых и алычёвых деревьев. Дорогу пересекает сухое каменистое русло довольно широкого притока, обычно воды в нём нет, но что бывает