Эдуард Анатольевич Чернопятов

Тропами горной Абхазии. Том 1

высокогорью. Его белые и розовые изящные цветы так и просятся на матрицу фотоаппарата. До перевала (38-й км, 2080 м), от Нижней поляны Геологов 1,5 часа ходу. На спуске впереди видна лесистая долина Геги, её правый борт образован увенчанным крутостенными светлыми скалами и обширными снежниками Гагрским хребом, почти отвесно обрывающимся в долину. Хорошо виден левый борт Геги, крайняя правая вершина – Пшагишха, левее глубокое понижение одноименного перевала (3.4), сплошь покрытого лесом, ещё левее, между лесистой вершиной и скально-травянистой горой Псей расположена широкая луговая седловина перевала Псей. Справа по ходу открывается вид на долину Гыбжи – среднего истока Геги и скалистый водораздел Гыбжи и правого истока Геги Дзоу. Спускаемся к ферме в урочище Гыбжа (40-й км, 1960 м), она приютилась на опушке леса. Тракторная дорога закончилась. Вправо отходит широкая тропа, по ней минут за 10 можно спустится к роднику. От него тропа ведёт к магистральному пути по верхам Гагрского хребта (2.7). Наша тропа пойдёт траверсом влево. Опять углубляемся в лес и маркированной тропой приспускаемся на широкую седловину в гребне, влево уходит тропа в долину Псоу. Подъём оттуда идёт с самого дна долины довольно круто и значительно теряет в зрелищности по сравнению с нашим вариантом.

Ещё немного приспустимся. Вскоре лес уступает место обширным лугам с высокой травой. Слева, совсем близко, тянется ровный скалистый гребень хребта Ах-Аг, справа внизу лесистая долина одного из притоков Гыбжи. Тропу пересекает каменистое русло ручья, соскальзывающего по известняковым ступеням к Гыбже. Вода в нём мутная, цвета кофе с молоком. Справа видны два сильно заросших травой небольших озера, ещё дальше тропа входит в пихтово-буковый лес. Это урочище Нижний Хамыш (45-й км, 1700 м). Здесь заночуем, рядом чистый ручей и балаган. За день пройдено 6,5 часов.

Скоро тропа расходится: прямо к урочищу Верхний Хамыш и перевалу Хамыш (1А, 2158 м) в самые истоки Псоу; вправо-вниз – в верховья реки Арбаа. Сквозь деревья мелькает ледник Хымс-Анекё на северных склонах Агепсты, он был виден ещё на подходе к Нижнему Хамышу. Тропа бежит в лесу, через полчаса развилка (вправо не сворачивать!), по пути переходим приток реки Арбаа и огибаем справа лесистый холм. На 51-м км тропа сбегает к Арбаа. На переправе может понадобиться верёвка.

За переправой берег размыт селем, тропа разрушена, но вскоре опять появляется. Выходим на обширную поляну со следами техники (52-й км). Здесь развилка: влево уходит дорога в верховья Арбаа (3.2), мы пойдём прямо, переправимся через левый приток Арбаа и на 54-м км и окажемся на поросшей ромашками живописной поляне, где от основной дороги влево ответвляется тропа на перевал Псей. (3.3).

При прохождении маршрута в обратном направлении имеются трудности ориентирования. Приводим описание пути с Геги на Аибгу.

Из трёх истоков Геги долина Дзоу имеет наиболее обширный водосбор. Питающие Дзоу ручьи стекают с 16-и километрового участка