Эдуард Анатольевич Чернопятов

Тропами горной Абхазии. Том 1

поднимется на Кушонский перевал. В июне дорогу вверху часто перекрывает зимняя лавина, и подъём на перевал становится невозможным. Поэтому рассмотрим вариант подъёма пешком.

Гюзля

Дорога на перевал начинается у восточной окраины Гюзля, сразу же за первым родником. Здесь развилка, прямо – в посёлок и ко второму роднику, влево, серпантинами на восток и север – к перевалу. Южная экспозиция и отсутствие леса в солнечную жаркую погоду делают подъём утомительным. По пути у резкого поворота дороги влево встретился балаган. Это место называется Аэрбел. Оно расположено на водоразделе Цандрипша и Жоэквары. Впечатляет вид на море. Хорошо просматривается побережье с Адлером. Слышно, как взлетают и идут на посадку самолёты. Прекрасно видны верховья Жоэквары, Гагрский хребет от Берчиля слева до Мамзышхи справа. В бинокль можно увидеть Гагрскую метеостанцию. Хорошо видно, как к Кутаисскому перевалу стягиваются тропы, которые огибают массив Арбаики с юга. Самой же вершины отсюда не видно.

По мере подъёма горы становятся как бы выше и величавее. За 3 часа от Гюзля дорога вывела нас на широкую луговую седловину Кушонского перевала (2221 м). На гребне чудом удерживающее воду мелкое озеро. Здесь же пастушеский балаган. Ниже справа видно ещё одно озеро. Справа стеной стоят скалистые вершины массива Арбаики. Высшей точки пока что не видно. Длинные осыпные шлейфы чередуются со снежниками, пейзаж резко отличается от южных склонов Гагрского хребта. Глубоко внизу виден пастушеский домик в урочище Ортобалаган. Нам туда. Далее видно, как дорога траверсирует левый борт Цандрипша по склону хребта Каменный Клад и уходит на его гребень к перевалу Чамашха. На полпути туда угадывается сухая долина Хорхи, куда нам предстоит идти дальше. Спуск по дороге очевиден. За час сбрасываем 300 м и оказываемся у балагана в урочище Ортобалаган (1900 м). От Ортобалагана перпендикулярно дороге уходит сухая долина. Серые осыпи и снежники ведут к заострённым скальным вершинам массива Арбаики. Туда ходят спелеологи к пещере Крубера (2.4).

Продолжим идти с лёгким спуском по каменистой дороге, пробитой вдоль левого борта Цандрипша. Река глубоко внизу, из её долины сюда понимаются щупальца леса, лежащего внизу сплошной тёмной массой. Через час ходу от Ортобалагана приходим в урочище Гелгелук (1754 м). Не доходя 1 км до него, от основной дороги вправо отходит ответвление на урочище Хорхи, куда нам предстоит завтра идти.

Здесь расположилась ферма, в нескольких балаганах живут пастухи с семьями. Урочище находится высоко над рекой Цандрипш на границе леса. Открытое место, где сходятся пути на перевалы Чамашха, Арбаика, Кушонский, к вершине Ах-Аг и в ущелье Цандрипша. Рядом, в истоке одного из притоков Цандрипша выбивает из земли обильный родник. Заночевать можно в одном из свободных балаганов, где есть кровати и лежанки, столы, лавки или поставить палатки. За дровами нужно спуститься в лес ниже